Знания и информация
 
С позиций теории информации представление знаний - это процесс, конечная цель которого состоит в том, чтобы поместить некоторый объем знаний в своеобразную "упаковку" - форму, в которой он может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя или задержаться в пунктах хранения знаний. Такими "упаковками" могут быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд, картина и т.п.
 
Каждый вид "упаковки" имеет свои особенности, но всем им, хотя и не в одинаковой степени, присуще одно качество:"упаковка" призвана обеспечить сохранность вложенного знания. Причем не только и не столько физическую, сколько смысловую (семантическую). Для этого необходимо, чтобы отправитель и получатель информации "упакованных" знаний пользовались некоторой общей системой правил для их представления и восприятия. Назовем такую систему правил формализацией представления знаний.
 
Самым естественным, подходящим для человека формализмом является язык (устная и письменная речь). Без знаний, без постоянной работы по их формализации ("упаковке") язык мертв. Он живет и развивается благодаря творческой энергии человека, тому, что человеческая мысль постоянно и настойчиво ищет выход в выраженную в языке форму. Мысль, которую нельзя выразить в языковой конструкции не может быть включена в информационный обмен.
 
В некоторых областях деятельности людей это богатство и разнообразие выразительных средств естественного языка становится скорее недостатком, чем достоинством. Например, слова команды должны быть короткими, резкими, иметь однозначный смысл, иначе не получится согласованных и четких совместных действий подчиненных. В специальных отраслях науки формируются специфические языковые системы, являющиеся как бы "сужением" естественного языка. Особо выделяется язык математики, как некоторая основа изложения системы знаний в точных, естественных науках. Свой язык имеют химия, физика, другие дисциплины.
 
Целесообразность применения таких суженных языковых систем (диалектов) позволяет повысить надежность процессов информационного обмена, так как возможность неправильного истолкования передаваемой информации снижается. При этом, конечно, сужается и круг получателей, поскольку для восприятия информации необходимо владеть соответствующим диалектом. Главные достоинства суженного языка - возможность создавать и использовать типовые, "стандартные" упаковки знаний, а также в значительной мере снять полисемию (смысловую многозначность), присутствующую в естественном языке. Информация включает в себя три взаимосвязанных процесса:
 
—  медиатизация (от лат. mediatus – выступающий посредником) процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
—  компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
—  интеллектуализация - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
—  Сегодня мы наблюдаем изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на "среднего" ученика.
 
Главной задачей образования становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи недостаточно учебника, хрестоматии и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации. Но главное, что необходимо, - это обеспечение условий для накопления опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных.
 
С информатизацией образовательного процесса большое значение приобретает развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки информационного потока и его оценки.
Информационные технологии и развитие мышления учащихся
 
Развитие мыслительной деятельности учащихся в обучении - классическая проблема педагогической психологии. Основы ее разработки заложены в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Подлинное усвоение понятий, т.е. свободное и творческое оперирование ими, достигается управлением умственной деятельностью учащихся.
 
Существенно, что отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что для формирования правильных понятий учащихся надо специально обучать приемам и способам умственной деятельности. Но не произвольному набору операций, а определенной их системе. Под приемами мыслительной деятельности я буду понимать способы, с помощью которых она реализуется. К ним относятся:анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. Основными являются анализ и синтез.
 
Под развитием мышления учащихся е процессе обучения я понимаю формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
 
Таким образом, развитие мышления включает в себя:
  —  развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой;
  —  формирование и совершенствование мыслительных операций;
  —  развитие умений:выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; находить главные связи и отношения предметов и явлений реального мира; делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии); излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно;
  —  выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умение делать выводы;
  —  совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеучебной познавательной деятельности учащихся.
 
Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.), лежащих в основе любого из них. Формируя и совершенствуя их у учащихся, мы тем самым способствуем развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности.
 
Среди критериев развития мышления большинство исследователей выделяют следующие:
 
—  степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности. (Учитель должен не только развивать у учащихся умение мыслить, что опосредованно делается на уроке по любому школьному предмету, но и демонстрировать им в явной форме сам процесс этой специфической деятельности и его результаты.);
 
—  степень овладения операциями и приемами мыслительной деятельности, умение производить рациональные действия в учебных и внеучебных познавательных ситуациях;
 
—  степень умения осуществлять перенос мыслительных операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими на другие ситуации и предметы. (Каждый учебный предмет вносит в этот процесс свой вклад. Но, на наш взгляд, информатика и обществознание получают в этом вопросе некоторое преимущество перед другими дисциплина-ми школьного курса, поскольку они обучают подходам и способам обработки самого широкого круга информации.);
 
—  степень сформированности различных видов мышления:наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического; репродуктивного и продуктивного;
 
—  величина тезауруса, т.е. запаса знаний, их системность;
 
—  степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, действовать оперативно;
 
—  способность усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.
 
Отметим, что если при изучении других предметов школьного курса, даже математики, логические суждения усваиваются учащимися опосредованно, то в содержании курса обществознания есть целый раздел "Познавательная деятельность", где не только вводится определение суждений, их виды, но, что самое главное, отрабатываются приемы их использования.
 
В современной школе задача развития мышления решается попутно с усвоением учащимися программного материала и часто не выделяется как самостоятельная.
 Учителя много внимания уделяют передаче учебного содержания своего предмета и мало работают над тем, чтобы научить детей приемам мыслительной деятельности. При таком подходе ученик может хранить в памяти большой объем информации, но не уметь ею пользоваться ни в рамках учебного процесса, ни тем более за его пределами.
 
Что, на мой взгляд, необходимо учителю как организатору для руководства развитием мышления?
 
Глубокие знания в области логики, возрастной психологии и возможностей своего предмета; понимание внутренней логики учебного предмета; умение определять достигнутый учащимися уровень развития мышления; владение способами развития мышления учеников на материале своего учебного предмета; знание, что по мере развития понятийного мышления у ребенка происходят изменения в наглядно-образном мышлении и памяти; учет возрастных и личностных особенностей учащихся при организации учебной деятельности.
 
Особая роль в овладении приемами мыслительной деятельности принадлежит старшему школьному возрасту.
 
Для старшеклассников важны не только результаты, но и сам процесс учения, его цели, содержание и методы. Они становятся объектом осмысления и переживания.
 
Кроме того, в этом возрасте трансформируется соотношение оценки и самооценки:последняя становится более значимой для учащегося. Возрастает потребность в саморегуляции, т.е. в управлении собственным развитием.
 
Учащиеся старших классов в силу своих возрастных особенностей обладают такими качествами (высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения и т.п.), которые позволяют целенаправленно развивать у них теоретическое мышление.