EOR i COR v prepodavanii

В преподавании различных общеобразовательных предметов, в том числе и гуманитарного цикла, педагоги все чаще и все уверенней в последние годы стали использовать достижения компьютерных и интернет технологий. И если история использования электронных ресурсов насчитывает уже несколько десятилетий, цифровые ресурсы стали в массовом порядке применяться только с изобретением достаточно емких и дешевых носителей информации. В чем же отличия между ЭОР и ЦОР?

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним также можно отнести электронные издания, информация на машиночитаемых носителях и та, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта "Образование" именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера. Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Временами чтоб выделить данное подмножество ЭОР, их именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
 
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.
 
Если говорить о классификации электронных образовательных ресурсов, то наиболее простые из них - текстографические. Это те же самые книги, учебники, энциклопедии, отличающиеся лишь методом предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на мониторе компьютера, а не на бумаге. Удобство их еще и в то, что можно без труда, воспользовавшись принтером перенести на бумагу именно нужный в данный момент отрывок факт или рисунок.
ЭОР следующей группы также текстографические, однако, имеют существенные различия в навигации по тексту. Страницы книжки мы читаем последовательно, осуществляя т.о. так называемую линейную навигацию. При этом довольно нередко в учебном тексте встречаются понятия или ссылки на иной раздел того же текста. В подобных ситуациях книга так себе удобна: необходимо разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая большое число страниц. В ЭОР это возможно сделать всерьез комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окошке, или моментально сменить содержимое дисплея при указании так называемого ключевого слова (или группы слов). По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, однако строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а интегрирована в основной текст. В этой ситуации навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и своим желанием). Такой текстографический продукт именуется гипертекстом.
Еще более высокий уровень электронных образовательных ресурсов - они полностью состоят из визуального или звукового фрагмента. Формальные различия от книжки тут очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Однако, в то же время, стоит заметить, что подобные ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
Максимально существенные, принципиальные различия от книжки есть у так называемых мультимедиа ЭОР. Это наиболее интересные и мощные для образования продукты, и они заслуживают отдельно взятого рассмотрения. Британское слово multimedia в переводе обозначает "много способов". В нашем случае это представление учебных объектов множеством разных способов, т.е. при помощи графики, видео, фото, анимации и звука. Другими словами, применяется всё, что человек способен воспринимать при помощи зрения и слуха. Сейчас термин "мультимедиа" применяется довольно широко, по этой причине важно понимать, к чему именно он относится. К примеру, неплохо небезызвестный мультимедиа плеер именуется мультимедийным поэтому, что он может по очереди воспроизводить фото, видеофильмы, звукозаписи, текст. Однако при этом любой воспроизводимый в данный миг продукт является "одномедийным" ("двухмедийным" возможно назвать лишь озвученный видеофильм). То же самое так сказать про "мультимедиа коллекцию": в совокупности коллекция мультимедиа на, однако любой отдельно используемый её элемент не является мультимедийным. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, есть в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных разными способами. Конечно же, речь ведется не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие перемены иных. Такую связную совокупность объектов справедливо называть "сценой". Применение театрального термина весьма оправдано, так как чаще в общей сложности в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты воображаемой или реальной действительности. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является» виртуальная действительность", в которой применяются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
 
Цифровой ресурс, используемый учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) работы, к примеру, виртуальная физическая лаборатория, учебная гео-информационная система, редактор текста, пакет для построения графиков и т. д. Возможно к тому же говорить о том, что ЦОР реализует роль инструмента (наряду с другими функциями). Суммарное количество цифровых инструментов (более строго, разных функциональных назначений инструментов), используемых в сегодняшнем образовании - несколько сот. Из них выделяются общие инструменты (редакторы текстов, презентаций, иные "офисные" инструменты), профессиональные педагогические инструменты (к примеру, редактор тестов, система образования информационного пространства образовательного учреждения, система существа учебно-методических комплексов с цифровым компонентом), предметные инструменты (предназначенные для эксплуатации учителем и учащимся в образовательном процессе этого предмета, к примеру, виртуальная лаборатория по механике), определенные из предметных инструментов могут являться адаптациями профессиональных инструментов или удовлетворять профессиональным стандартам, к примеру, учебный редактор ГИС, учебный пакет статистической обработки этих, учебная система редактирования и монтажа мультимедийных объектов, учебная система автоматизированного проектирования. Роль инструмента может оказаться не единственной функцией образовательного ресурса, к примеру, возможны атласы, выполняющие к тому же инструментальную роль определителя или допускающие добавление новых карт в собственном ГИС.