Многие учителя истории используют в своей работе различные памятки для учащихся — логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результаты.

Использованию памяток посвящены многие публикации, из числа которых хочется выделить следующие: Горелик Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. М., 1969; Ерастов Н. П. Культура умственного труда. Ярославль, 1973; Боголюбов Л. Н. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории. М., 1977. Этот вопрос затрагивался также на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (1979. № 1, 4; 1981. № 1; 1985. № 3).