potrebnosti 01Желание избежать боли или устранить ее - одна из самых сильных потребностей Боль одновременно служит и информационным сигналом, и стимулом, вызывающим реакцию организма. Выполняя функцию сигнала, боль сообщает о повреждении или угрозе повреждения тканей. Таким образом, это сигнал тревоги, способный оттеснять на второй план другие сигналы, поступающие в мозг от различных рецепторов. Но теперь уже известно, что мозг способен блокировать сигнал, идущий из поврежденной зоны. Это происходит, когда человек всецело сосредоточен на каком-то одном деле (так бывает со спортсменом, который увлечен ходом игры и «не чувствует» получаемых ударов) или при сильном стрессе (например, солдат, идущий в атаку, может сразу не осознать, что ранен пулей или осколком снаряда). К этому виду психофизиологических состоянии можно отнести феноменальную умственную работоспособность известного отечественного философа А.Ф. Лосева, остававшегося физически здоровым, несмотря на то что он ослеп в заключении. Врачи констатировали, что мозг ученого «задавил», блокировал неблагоприятные функции организма. 
В основе многосторонней деятельности человека как биологического существа и социального индивида лежат потребности, т. е. стремление удовлетворить свои физиологические, нравственные, духовные и иные желания, в осуществлении которых и видится для большинства смысл жизни. 
Что такое потребностиЛЮБАЯ ПОТРЕБНОСТЬ и биологическая и социальная, возникает как состояние преодолеваемой неудовлетворенности. Характерной чертой такого состояния является постоянная смена его фаз, поскольку удовлетворение одной потребности сразу же влечет за собой появление других, причем это типично как для развития личности, так и для развития общества, удовлетворение потребности в еде у древнего человека (как и у ребенка) сводилось сначала к простому поглощению пищи. Затем появились потребности в особом приготовлении пищи, посуде; следующий круг — сервировка стола и возникновение в связи с этим нового набора потребностей. Наконец, церемониальные обеды, политические ужины и т. п., на которых собственно еде отводится второстепенное место (голодными туда обычно не приходят). Можно говорить и о мистическом отношении к пище, которое обнаруживается на всех стадиях развития потребности в ней. Уже первобытный человек, «дикарь», изгонял злых духов из поедаемых частей убитого зверя, а также приносил жертву; пища благословлялась жрецами и священниками. Почтительное отношение, например, к хлебу сохраняется и в современных культурах. Недаром понятие «потребность» этимологически связано со словом «треба» — религиозный обряд, совершаемый по просьбе верующих. Потребности выражают практическую и духовную связь человека с миром, выступают как условие и предпосылка его деятельности в обществе. Потребности присуще то, что психологи именуют интегральной предметностью. Это некий момент дефицита в ней (или чрезмерная насыщенность ею), ориентация на предмет и предложенность предмета.
Формируются потребности постепенно, а способы их удовлетворения контролируются обществом. Существуют фундаментальные потребности не только в обеспечении природной жизнедеятельности, но и в области социально-культурного развития, стремления к идеалу. Животные («органические») потребности преобразуются в человеческие («надорганические») путем их опосредствования человеческой деятельностью — это планы и плоды трудовой и познавательной активности, социальной организации и собственно личностных устремлений. Однако процесс формирования и поиска средств удовлетворения потребностей сложен и зависит не только от социально-общественных факторов, но и от психологических. Небезосновательно ведь говорится об извращенных потребностях. В рамках фрейдизма анализируется потребность в наказании, когда подвергающийся ему человек находит в этом удовольствие (мазохизм). В корне такого чувства лежит влечение к смерти, описанное австрийским психоаналитиком 3. Фрейдом как противоположное влечению к жизни, неосознанное психическое состояние человека. В основе возникновения таких потребностей лежит проявление атавистических (т. е. присущих еще доисторическим предкам) начал в человеке, стремление в более «чистом» виде проигнорировать некоторые значимые шаги по пути к предмету потребности (деньги «легче» и быстрее украсть, чем заработать). Есть потребности, гибельные для природы человека; так, потребность в наркотиках на последних стадиях ее «удовлетворения» сводит его уже не к звериному началу, а на уровень некоего биохимического образования, которому «хорошо» лишь при наличии стимуляторов. Цивилизация развивается согласно закону «возвышения» потребностей, суть которого заключается в том, что удовлетворение потребностей низшего порядка (биологических) неизбежно приводит к развитию более высоких (социокультурных) потребностей, завершаясь стремлением человека разобраться в смысле своего существования и человечества в целом (духовные потребности).
golaia devochka spit