Многие учителя истории используют в своей работе различные памятки для учащихся — логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результаты.
Использованию памяток посвящены многие публикации, из числа которых хочется выделить следующие: Горелик Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. М., 1969; Ерастов Н. П. Культура умственного труда. Ярославль, 1973; Боголюбов Л. Н. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории. М., 1977. Этот вопрос затрагивался также на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (1979. № 1, 4; 1981. № 1; 1985. № 3).
Как работать с параграфом учебника
- Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
- Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
- Составь развернутый план — он облегчит подготовку домашнего задания.
- Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
- Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
- Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
- Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
- Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
- Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.
Как составить план
- Внимательно прочитай текст.
- Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
- Озаглавь части.
- В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
- Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
Как нужно конспектировать
- Конспект — это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
- Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
- Конспектированию предшествует составление плана.
- В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
- Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
- Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
- В конспекте можно использовать цитаты.
- При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.
Как работать с книгой
- Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
- Старайся читать бегло, но внимательно.
- Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
- Сделай записи о том, что показалось особенно сажным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.
Как работать с журналом
- Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.
- При чтении журнала пользуйся картой.
- Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедии, справочникам.
- Читай журнал внимательно, не торопясь.
- Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.
- Подумай, как можно использовать в учебе знания, полученные из журнала.
Как читать газету
- Старайся читать газету каждый день.
- Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
- Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
- Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.
Как писать отзыв об историко-художественной книге
- Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются события и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии на нее.
- Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.
- Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?
Работа с цитатой
- Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для и подтвержден их
- Для цитирования выбирай то места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
- Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет — это не доказательство.
- Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
- Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
- Каждая цитата заключается в кавычки.
- После цитаты указывается источник, т. е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.
Как рецензировать ответ
Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:
- Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий.
- Последовательность и доказательность изложения.
- Использование и объяснение новых исторических терминов.
- Использование карты, хронологии, цифровых данных.
- Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи). Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.
Сравнение двух фактов
- Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).
- В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?
- Перечисли черты сходства.
- Перечисли различия.
- Сделай выводы.
Характеристика общественного строя
- Уровень развития производительных сил.
- Производственные отношения.
- Тип и форма государства.
- Уровень развития науки, культуры, распространение образования.
- Взаимоотношения личности и общества.
Изучение отношений между классами
- Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? Чем занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
- Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
- Какие способы эксплуатации были главными?
Изучение государственною устройства
- Интересы какого класса защищало государство/ Каковы были его задачи?
- Какой была форма правления?
- Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
- Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?
Изучение предпосылок революции
- Оцени уровень развития производительных сил.
- Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
- Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.
- Выясни, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.
- Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.
Характеристика революции
- Причины и задачи революции.
- Движущие силы революции.
- Ход революции, ее этапы.
- Характер революции.
- Итоги и значение революции.
Характеристика крестьянских восстаний
- Причины восстания.
- Движущие силы восстания.
- Цели, требования восставших.
- Районы восстания.
- Ход восстания, его основные этапы.
- Итоги восстания и его значение.
Как комментировать газетные сообщения
- Какова тема сообщения?
- Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятелях?
- В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Каковы причины события?
- Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?
- Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий
- Интересы каких классов и социальных слоев затрагивает данное событие?
- Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?
Каково значение события?