Побуждения, которые вызывают жизненную активность индивида и определяют его цели, составляют содержание понятия «мотивация» — ключевого механизма целенаправленного поведения человека.
В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ мотивация есть совокупность сознательных и бессознательных стимулов к действию для достижения желаемой цели. В широкий научный оборот понятие «мотивация» ют лат. movere — приводить в движение) вошло с начала XX в., когда английские и американские психологи провели разделение между эгоистическими и социальными факторами ее образования. Первые сводились к особенностям природного, «врожденного» характера, жесткой социальной и профессиональной принадлежности, диктующим корыстные побуждения, вторые указывали на способность человека проникаться общественными интересами. В 40-е гг. XX в. термин «мотивация» активно вошел в самые различные области практических исследований, рекламы, обучения.
Теории мотивации развивались в направлении от биологии к психологии. Так, Ч. Дарвин, У. Мак-Дугалл, 3. Фрейд как бы призывали: копайте глубже, и вы обнаружите за поступком борьбу за существование, инстинкт продолжения жизни, либидо (половое влечение) и т. д. Явная недостаточность данного подхода обнаружилась при исследовании коллективной психологии. Открытие социальных и культурных аспектов мотивации было новым лишь для психологии; философы и писатели знали об этом давно, а религия санкционировала как раз принципиально небиологическое повед
В настоящее время доминируют (господствуют) когнитивные (от лат. cognitio — познание) теории мотивации, основой которых является соотнесение знания и поведения. В стремлении устранить расхождения между ними и заключается мотивация деятельности человека. Широкий взгляд на мотивацию предполагает ее оценку как важного фактора становления прочных социальных структур. В этом плане примечательна история появления банков, кредитных учреждений и т. д. Вопреки общепринятым представлениям в их образовании нравственные мотивы играли не меньшую роль, чем стремление к грабежу, наживе и т. п. Так, в своей финансовой деятельности квакеры, представители одной из сект XVII в. в Англии, руководствовались принципом: честность — лучшая политика. Благодаря этому мотивирующему фактору все большее число людей доверяло квакерам-финансистам свои сбережения. Они богатели и создавали новые финансовые структуры, придерживаясь данного принципа, несмотря на резкие изменения социальной обстановки. В России примерно такую же роль играли старообрядцы, становившиеся ведущими банкирами. Мотивационные технологии и сегодня активно применяются в обучении бизнесу и профессиональной подготовке, при этом подключается целая система поощрений (не только в денежном выражении), побуждающая к участию в планировании деятельности фирмы, принятии решений, налаживании человечных отношений на производстве. Тем самым создается единый и благотворный мотивационный климат, способствующий взаимодействию предпринимателей и рабочих, руководителей и подчиненных и т. д.
Мотивация многостороннее явление, вследствие чего необходимо и возможно построение иерархии мотивов, где выявляются главные и подчиненные. Мотивы, коренящиеся в глубинах человеческой природы, общей с природой животных, называются первичными или базовыми. К ним можно отнести голод (но не стремление культурно его удовлетворять), жажду, половой инстинкт, избежание боли, в меньшей степени агрессию и страх. Вторичные мотивы это достижение успеха, воля к власти и т. д. Существуют и специфические мотивы высшего порядка, ориентированные на самоактуализацию индивида. В середине 1950-х гг. американский психолог А. Маслоу выстроил пирамиду мотивации, в соответствии с которой вторичные мотивы надстраиваются над первичными, а их увенчивает самоактуализация. Позже он писал, что после самоактуализации вступает в действие высшая мотивация как после подъема в небо начинается собственно полет. В самом общем виде его можно трактовать как внеличностное служение высшим началам.
Мотивация заключается в тенденции прилагать усилия для достижения превосходства, когда известно, что соответствующие изменения могут быть оценены в соотношении со стандартом.
Отечественный ученый К. Платонов дал такое определение мотивации: «Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли. Очень важно уметь разобраться в том, что хочет делать и делает человек. Но еще важнее уметь разобраться в том, по каким мотивам он так поступает».
Понять, как «строится» личность, - это значит прежде всего определить, какие мотивы для нее главные, постоянные, а какие играют подчиненную роль.