Ценности«Не все золото, что блестит». Эта поговорка о том, что истинные ценности - в области духовного мира человека. Любая вещь (предмет) или явление (факт), если они вовлечены в сферу человеческих интересов, в сферу общественной жизни, приобретают определенную значимость, т. е. наделяются ценностью.

ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ», с одной стороны, имеет довольно отвлеченный характер, а с другой — содержит множество толкований и вопросов о его сущности. В популярном смысле ценность — это некая признаваемая всеми полезность. Ценностью может быть стакан воды или же сложная философская система. Все зависит от того, насколько значима та или иная вещь, а также мысль, чувство и т. д. для человека. Ценностные представления существуют в виде понятий, норм, идеалов, с помощью которых осуществляется оценка. Ценности, которые представляют несомненную значимость для личности, определяют характер ее жизнедеятельности. Каждая личность обладает своим набором ценностей, сформированных воспитанием, жизненным опытом, судьбой. Они мотивируют поведение личности и характер взаимоотношений с другими людьми, соотнося это поведение с теми ценностными нормами и представлениями, которые установлены в обществе.

Эти ценности достаточно легко узнаются индивидом, но не всегда им признаются. Более того, индивид может пытаться вводить свои личностные ценности в ранг общезначимых (например, в области искусства и моды и т. д.). Моральные ценности определяют социальную значимость как отдельных поступков, так и жизненного пути личности. Признание индивидами ценностей в обществе и ценности самого общества — важное условие устойчивого существования этого общества. И в то же время в социальном пространстве существуют сообщества или группы лиц, которые не разделяют общепринятых ценностей. Так, честность для большинства людей — ценность, распространяющаяся на всех; для воровского же сообщества честность — ценность лишь для «своих».

ЦенностиВысшим статусом обладают так называемые вечные ценности, общие всему человечеству. Это признание приоритета добра перед злом и даже безразличием, приоритета красоты перед безобразием или равнодушием к прекрасному, приоритета истины перед ложью или бессмыслием. Вечные общегуманные ценности — это итог нравственной эволюции человечества. Об этом свидетельствует их развитие, в основе которого лежит прорыв «одиночек». В связи с этим немецкий философ К. Ясперс (1883 — 19691 даже ввел такое понятие, как «осевое время»: оно характеризуется расширением диапазона ценностей, связанным с именами великих мыслителей, необыкновенных личностей, например, Сократа (470— 399 гг. до н. э.), Будды (623 — 544 гг. до н. э.), Конфуция (551—479 гг. до н. э.) и Лао-цзы (IV —III в. до н. э.); древнееврейских пророков (Даниила и др.), Заратустры (не позже VI в. до н. э.). У всех них было нечто общее — призыв служить высшему началу, а не себе и не узко трактуемым интересам своих народов.
Ценностные ориентации личности или общества (или ее части! формируются в ходе усвоения социального опыта, а обнаруживаются в интересах и убеждениях, определяя поведение. Ценностные ориентации высвечивают цели жизнедеятельности и средства их достижения, как бы окрашивают в узнаваемые тона познавательные и волевые процессы личности, своеобразно маркируют ее принадлежность к социальным группам. Конструктивные ценностные ориентации укрепляют достаточно большие социальные группы, определяя их контуры, можно сказать: каковы ценности, таковы и группы. Оценка жизни как ценности к концу XX в. приобрела новую окраску в связи с мощным развитием социологии, генетики, эстетики, медицинской этики и т. д. Теория ценностей буквально натолкнулась на необходимость формулировать не ценностные, а прагматические суждения по проблемам вмешательства в такие биологические процессы, как замена человеческих органов, эвтаназия, клонирование, расшифровка генов и т. д. Например, установлено, что после операции по шунтированию или пересадке сердца умственная деятельность человека может заметно ухудшиться, а значит, могут измениться и его ценностные ориентации.

В начале третьего тысячелетия общечеловеческие ценности становятся приоритетными не в силу их полной приемлемости, они — приоритет выживания человеческой популяции и лежат прежде всего в области гуманитарных ценностей. Одна из важнейших среди них — ценность сохранения и сбережения экологии природы. Бурное развитие промышленности и интенсивное производство вооружения представляют реальную угрозу для загрязнения окружающей среды, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Христианство - одна из трех мировых религий, которая внесла значительный вклад в становление и развитие человеческой цивилизации и представляет собой непреходящую ценность духовной жизни человечества.