Содержание материала

Многие учителя истории используют в своей работе различные памятки для учащихся — логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результаты.

Использованию памяток посвящены многие публикации, из числа которых хочется выделить следующие: Горелик Ф. Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. М., 1969; Ерастов Н. П. Культура умственного труда. Ярославль, 1973; Боголюбов Л. Н. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории. М., 1977. Этот вопрос затрагивался также на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (1979. № 1, 4; 1981. № 1; 1985. № 3).


Как работать с параграфом учебника

  1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
  2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  3. Составь развернутый план — он облегчит подготовку домашнего задания.
  4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
  5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
  6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
  7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
  8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
  9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.

Как составить план

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавь части.
  4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
  5. Теперь остается проверить, все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.

Как нужно конспектировать

  1. Конспект — это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений.
  2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
  3. Конспектированию предшествует составление плана.
  4. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
  5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
  6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
  7. В конспекте можно использовать цитаты.
  8. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут вам в работе.


Как работать с книгой

  1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
  2. Старайся читать бегло, но внимательно.
  3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
  4. Сделай записи о том, что показалось особенно сажным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.


Как работать с журналом

  1. Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.
  2. При чтении журнала пользуйся картой.
  3. Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедии, справочникам.
  4. Читай журнал внимательно, не торопясь.
  5. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.
  6. Подумай, как можно использовать в учебе знания, полученные из журнала.


Как читать газету

  1. Старайся читать газету каждый день.
  2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
  3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
  4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.


Как писать отзыв об историко-художественной книге

  1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются события и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии на нее.
  2. Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.
  3. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?


Работа с цитатой

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для и подтвержден их
  2. Для цитирования выбирай то места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет — это не доказательство.
  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.
  6. Каждая цитата заключается в кавычки.
  7. После цитаты указывается источник, т. е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.


Как рецензировать ответ

Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям:

  1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий.
  2. Последовательность и доказательность изложения.
  3. Использование и объяснение новых исторических терминов.
  4. Использование карты, хронологии, цифровых данных.
  5. Отметь речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи). Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.


Сравнение двух фактов

  1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).
  2. В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?
  3. Перечисли черты сходства.
  4. Перечисли различия.
  5. Сделай выводы.


Характеристика общественного строя

  1. Уровень развития производительных сил.
  2. Производственные отношения.
  3. Тип и форма государства.
  4. Уровень развития науки, культуры, распространение образования.
  5. Взаимоотношения личности и общества.


Изучение отношений между классами

  1. Положение класса эксплуататоров: какой собственностью владели? Чем занимались? Кого и каким образом эксплуатировали?
  2. Положение класса эксплуатируемых: чем владели или пользовались? В какой мере были свободны? На кого работали?
  3. Какие способы эксплуатации были главными?


Изучение государственною устройства

  1. Интересы какого класса защищало государство/ Каковы были его задачи?
  2. Какой была форма правления?
  3. Каким было устройство государства? Назовите государственные органы в центре и на местах.
  4. Какие перемены по сравнению с более ранним периодом произошли в устройстве государства? Чем они были вызваны?


Изучение предпосылок революции

  1. Оцени уровень развития производительных сил.
  2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
  3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производительными силами.
  4. Выясни, как проявляются отдельные признаки революционной ситуации.
  5. Определи, каковы задачи, характер, движущие силы назревающей революции.


Характеристика революции

  1. Причины и задачи революции.
  2. Движущие силы революции.
  3. Ход революции, ее этапы.
  4. Характер революции.
  5. Итоги и значение революции.


Характеристика крестьянских восстаний

  1. Причины восстания.
  2. Движущие силы восстания.
  3. Цели, требования восставших.
  4. Районы восстания.
  5. Ход восстания, его основные этапы.
  6. Итоги восстания и его значение.


Как комментировать газетные сообщения

  1. Какова тема сообщения?
  2. Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях, деятелях?
  3. В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Каковы причины события?
  4. Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?
  5. Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий
  6. Интересы каких классов и социальных слоев затрагивает данное событие?
  7. Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?

Каково значение события?

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить